Эксперты обсудили развитие экономики замкнутого цикла в текстильной отрасли
20 сентября 2024 года в зале «Библиотека» Ивановской области ТПП РФ состоялось заседание Комиссии по законодательному обеспечению развития зеленой экономики Совета ТПП РФ по развитию экономики замкнутого цикла и экологии (далее – Комиссия) на тему: «Экономика замкнутого цикла в текстильной отрасли». Мероприятие состоялось под председательством Игоря Забралова – заместителя председателя Совета ТПП РФ по развитию экономики замкнутого цикла и экологии - председателя Комиссии, директора по устойчивому развитию ППК «Российский экологический оператор».
В приветственном слове к участникам «круглого стола» Игорь Забралов отметил, что данное мероприятие – первое заседание Комиссии после летнего перерыва. По просьбе бизнес-сообществ было решено обсудить вопросы построения экономики замкнутого цикла в текстильной отрасли.
Первым выступил руководитель Департамента вторичных материальных ресурсов ППК «РЭО» Андрей Рудаков, который рассказал о принимаемых государством мерах, направленных на переход к экономике замкнутого цикла, а также о важности развития инфраструктуры по переработке отдельных видов отходов с целью максимального вовлечения вторичных ресурсов в хозяйственный оборот.
По словам докладчика, в стране образуется большое количество текстильных отходов, но перерабатывается лишь малая часть – всего 3%. Текстильные отходы, наравне с батарейками, относятся к числу наиболее сложных видов отходов для утилизации. Однако сегодня существуют технологии, позволяющие перерабатывать такие отходы и использовать их в качестве вторсырья.
Докладчик также обратил внимание участников на разработанную Концепцию минимизации образования отходов, принятие которой планируется до конца этого года. Ожидается, что документ позволит решить в том числе проблему образования текстильных отходов, попадающих в ТКО (например, если они не были собраны раздельно или не образованы у одного отходообразователя). Сейчас из-за этого сильно затрудняется и удорожается процесс утилизации таких отходов.
Директор компании-утилизатора «Экомир» Владимир Процик в своём докладе рассказал о критических проблемам, препятствующих возможности наращивания мощностей по переработке отходов. В первую очередь спикер обратил внимание на слабо развитую систему сбора отходов и отсутствие крупных игроков, осуществляющих сбор текстильных отходов. Помимо этого, проблемным вопросом является сбыт продукции из вторсырья, которая в настоящее время стоит дороже зарубежных аналогов. Так, например, доставка китайских перчаток из вторсырья в Россию выходит дешевле, чем аналогичная продукция, выпущенная в нашей стране. Это связано с высокоразвитой системой сбора и переработки продукции в поднебесной и отсутствием действенных стимулирующих мер отечественных переработчиков.
В то же время шеринг (аренда) видится перспективной моделью, поскольку позволяет спрогнозировать предпринимателю объем поставки чистого сырья и заключать долгосрочные контракты с заказчиком.
О построении экономики замкнутого цикла на примере предприятия, предоставляющего в аренду текстильные изделия, включая спецодежду и текстиль для HoReCa, рассказал генеральный директор компании «Линдэйли» Николай Стотыка.
В ходе презентации докладчик обратил внимание участников заседания, что шеринг (аренда) позволяет не только оптимизировать затраты на операционные расходы (воду, электричество и промышленную химию) в сравнении с обычными прачечными и домашней стиркой за счет более экономного расходования, но также сокращать образование текстильных отходов от 20 до 90%. Уже сейчас компания утилизирует 95% текстильных отходов, а в 2025 г. планирует достичь уровня переработки на уровне 100%.
Среди барьеров, мешающих внедрению принципов экономики замкнутого цикла в текстильной отрасли, докладчик выделил следующие:
1) Неравные условия для модели шеринга (аренды) в сравнении с покупкой – сейчас купить комплект средств индивидуальной защиты (СИЗ) получается выгоднее, чем его арендовать, поскольку в случае покупки предприниматели могут вернуть часть средств, потраченных на СИЗ, а при аренде такая опция отсутствует;
2) Запрет продления сроков носки спецодежды даже в случаях, когда спецодежда фактически не была использована и сохранила защитные свойства;
3) Неразвитая технологическая оснащенность текстильных производств и предприятий по переработке текстиля.
Игорь Забралов поддержал актуальность шеринг-модели и отметил, что в целях минимизации образования текстильных отходов спецодежды целесообразно рассмотреть возможность её стандартизации (с точки зрения унификации дизайна, материалов). По мнению спикера в перспективе это позволит сократить полигонное захоронение таких отходов.
Генеральный директор компании «КоттонВэй» Александр Уткин поделился примером успешного опыта внедрения практики аренды текстиля в ОАО «РЖД» - с 2008 г. по 2024 г. аренда текстиля для нужд РЖД позволила сэкономить компании более 100 млрд рублей. Также в качестве успешных примеров шеринга докладчик привел реализованный в 2013 г. инфраструктурный проект в г. Казани, позволивший сократить бюджетные расходы на текстиль для медицинских учреждений на 30%, а также проект внедрения отраслевого решения по СИЗ для врачей «красной зоны» во время борьбы с COVID-19, который также позволил сэкономить порядка 100 млрд руб. бюджетных средств в 2021 г.
Говоря о барьерах развития экономики замкнутого цикла в текстильной отрасли докладчик обратил внимание на необходимость выделения отдельной отрасли текстильного сервиса и корректировки существующей программы развития отрасли.
В мероприятии также приняли участие представители государственных органов, которые активно включились в дискуссию, что свидетельствует о высокой значимости обсуждаемой темы.
Заместитель директора Департамента экономики замкнутого цикла в сфере отходов производства и потребления Минприроды России Борис Французов отметил, что ведомство поддерживает развитие шеринг-модели, а также практики раздельного сбора отходов. Так, например, Минприроды активно поддерживало регионы и помогало в развитии раздельного сбора отходов посредством предоставления субсидий для закупок соответствующих контейнеров.
Также представитель Минприроды напомнил, что в ведомстве функционируют рабочие группы, которые занимаются разработкой системных мер, направленных на предотвращение и минимизацию образования различных видов отходов, и предложил участникам «круглого стола» включиться в их работу. Данное решение также поддержал Игорь Забралов.
Ведущий советник отдела анализа рынков и продвижения российской продукции Департамента легкой промышленности и лесопромышленного комплекса Минпромторга России Татьяна Рудакова в ходе своего выступления отметила, что для предприятий, реализующих проекты в области переработки текстильных отходов, существенным барьером для развития является отсутствие специализированных мер поддержки. В данной связи Минпромторгом запланирована проработка возможности создания таких мер поддержки, в частности, для предприятий, использующих в производстве вторичное сырье.
На необходимость взвешенного подхода при рассмотрении мер поддержки для видов деятельности, относящихся к шерингу, обратила внимание исполнительный директор Ассоциация содействия экономике замкнутого цикла «Ресурс» Валерия Гулимова.
В своем выступлении Борис Бондарик, заместитель руководителя департамента организации страхования профессиональных рисков Социального Фонда России, коснулся темы финансового обеспечения предупредительных мер применительно к модели аренды и в целях устранения регуляторного барьера рекомендовал обратить внимание на Приказ Минтруда России от 14.07.2021 № 467н «Об утверждении правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами».
Генеральный директор компании«Убиратор» Никита Никишкин рассказал о проведенном эксперименте по работе с текстильными отходами, который состоялся этим летом. Как отметил спикер, по итогам эксперимента выявлены две ключевые проблемы: во-первых, не всю спецодежду возможно переработать, а во-вторых – удорожание логистики и отсутствие экономических стимулов у предприятий-переработчиков затрудняет развитие таких предприятий.
Подводя итоги заседания Комиссии Игорь Забралов сообщил о том, что затронутые докладчиками темы лягут в основу резолюции, которая будет подготовлена по итогам «круглого стола».